27.12.2024 10:10
Персоны.
Просмотров всего: 11672; сегодня: 2.

Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов

Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов

Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб.

Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и мелочной торговлей галантерейным и мануфактурным товаром. Накопив денег, он завел небольшой салотопенный завод. В 1833 году Шихобаловы из-за сильнейшего пожара в одночасье лишились всего имущества, включая завод.

После пожара многочисленная семья Шихобаловых, насчитывавшая 23 человека, переселилась в Самару. Антон окончил здесь два класса школы, научился читать, писать и овладел четырьмя правилами арифметики. Когда же подрос, стал торговать бараньим салом. С этого началась карьера одного из богатейших людей Поволжья.

В 1846 году 19-летний провинциал отправился в Петербург, где произвел хорошее впечатление на столичных предпринимателей деловой сметкой и скромностью. Он завязал отношения с купцами-скотопромышленниками и торговцами салом. Среди них – представители крупнейшей столичной фирмы «Хаббард и Ко», экспортировавшей сало в Англию, уральские предприниматели Севрюгины и братья Деевы из Оренбурга. Поскольку русское сало в XIX веке было на мировом рынке вне конкуренции (оно использовалось, прежде всего, для промышленного изготовления сальных свечей и дубления кож), то дела молодого купца быстро пошли в гору. Он скупал пастбища и пашни и через 35 лет после начала бизнеса, в 1883 году, владел в Самарской и Оренбургской губерниях 77 тыс. десятин земли (около 84 тыс. га), ее стоимость составляла около 8 млн руб. К 1900 году за ним числилось уже 200 тыс. десятин земли. К этому времени Шихобалов являлся владельцем салотопенного завода и совладельцем крупного мукомольного предприятия (вместе с купцами Курлиными) в Самаре, членом учетных комитетов Самарского отделения Государственного банка и Волжско-Камского банка. После десяти лет пребывания в первой гильдии купечества Шихобалов получил звание потомственного почетного гражданина Самары.

Богатство не сделало его безразличным к чужому горю. Как отмечалось в книге «Антон Николаевич Шихобалов: его жизнь, просветительные и благотворительные учреждения его имени», вышедшей в 1912 году, «быть полезным для других Антон Николаевич считал своим долгом и при желании что-либо пожертвовать, он обыкновенно говорил со смирением: «Ничего, надо дать: это придет обратно». Шихобалов не любил показной благотворительности и добрые дела совершал, как писал его биограф, «без шуму, справедливо рассуждая, что для Бога показная благотворительность неугодна». Он выстроил в Самарской, Оренбургской и Симбирской губерниях несколько церквей, здание женского Свято-Троицкого монастыря, школы, богадельню и больницу.

В 1880-х годах Шихобалов создал сельский ремесленный приют для мальчиков в Симбирской губернии, откуда был родом. Детей в этот приют привозили в самом жалком виде. Как писал современник, «полудиких, заморенных, грязных, покрытых золотушными коростами и паразитами детей ... сдавали буквально разутыми, в лохмотьях». Через месяц-другой сироты становились здоровыми и жизнерадостными детьми. За ними был прекрасный уход, их обучали грамоте, столярному и сапожному ремеслу.

В 1893 году в Самаре на средства филантропа была устроена и передана в ведение городской управы богадельня со странноприимным домом. Для заведения купец пожертвовал 30 тыс. руб. и двухэтажный дом стоимостью 48 тыс. руб. (на углу Алексеевской и Уральской улиц, ныне – Красноармейская, дом 91/104). В советское время здесь была школа-интернат для детей с задержками развития, с середины 2000-х годов – православный детский культурный центр. Шихобаловская богадельня «для престарелых лиц обоего пола» была рассчитана на 120 человек: 60-70 постоянно проживавших и 50-70 временно размещенных паломников, направлявшихся в монастыри на богомолье (всего до 300 паломников в год). В заведении была устроена Серафимовская домовая церковь, вмещавшая 500 человек. Обитателям богадельни бесплатно предоставлялись кров, питание, медицинская помощь, одежда. Чтобы получить здесь приют, достаточно было обратиться к распорядителю-попечителю – Антону Шихобалову, который после беседы с просителем лично принимал решение о помощи.

Шихобалов, будучи членом совета Самарского отделения Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых, членом попечительного совета Александровской городской общественной богадельни, членом правления Общества «Дома трудолюбия» в Самаре, этим и многим другим обществам и заведениям давал деньги на призреваемых.

Второго ноября 1908 года было освящено здание городской Шихобаловской больницы (на улице Сокольничьей, ныне – Ленинская, 75, Самарский областной онкологический диспансер).

На строительство здания купец дал ранее 190 тыс. руб. и еще 238 тыс. руб. на капитал, проценты с которого должны были идти на содержание больницы. Как сообщала «Памятная книжка Самарской губернии на 1909 год», заведение предназначалось «для больных бедного состоянии». На церемонии открытия с участием губернатора, гласных (депутатов) городской думы, представителей общественности священник Александр Ястребов сказал, что Шихобалов «не принадлежал к категории евангельских богачей, так как он, думая о малоимущих и неимущих, отдал часть своих накопленных трудовою жизнью средств на то, чтобы устроить приюты для нуждающихся и страдающих».

Бесплатное отделение для неимущих больных на 60 человек оборудовали новейшими медицинскими аппаратами – здесь были рентгеновский кабинет, кабинеты водолечения и электролечения (говоря современным языком, физиотерапии). При больнице построили собственную электростанцию, хотя в то время электричество было редкостью и медленно входило в быт русских городов. Попечительницами больницы стали дочери Шихобалова – Мария Сурошникова и Екатерина Курлина.

После смерти Шихобалова в 1909 году в садике перед зданием больницы был открыт скромный памятник-бюст. Так городская дума Самары проявила уважение к благотворителю, который к тому же был многолетним гласным думы, а также церковным старостой кафедрального Воскресенского собора, построенного на пожертвования горожан и освященного в 1894 году (собор разрушен в 1930-е годы).

С 1909 по 1924 год в Самаре существовала Шихобаловская улица (ныне Ленинская).

Благотворителя похоронили в семейном некрополе у Покровской церкви. Некогда это была деревянная церквушка, но в 1857 году на средства братьев Шихобаловых – Антона, Матвея и Емельяна (34 тыс. руб.) на месте деревянного храма возвели каменный. Будучи церковным старостой, Шихобалов жертвовал большие деньги на убранство храма и отливку колоколов.

Склеп Шихобаловых был разрушен при строительстве стадиона «Динамо» и прокладке улицы. Однако в 1991 году при ремонте коллектора останки Шихобаловых были найдены и с почестями перезахоронены на территории чудом сохранившегося в советское время Покровского собора, рядом с больницей, построенной Антоном Шихобаловым.

Автор: Галина Ульянова

Изображение (фото): Русфонд


Участники событий и другие указанные лица:


Троицкая церковь в Самаре, построенная и украшенная на средства Шихобалова
Троицкая церковь в Самаре, построенная и украшенная на средства Шихобалова

Шихобаловская богадельня, открытая в 1893 году
Шихобаловская богадельня, открытая в 1893 году

Сведения о Шихобаловской богадельне из книги «Благотворительность в России», изданной в 1907 году
Сведения о Шихобаловской богадельне из книги «Благотворительность в России», изданной в 1907 году

Ремесленный приют для детей, чьи отцы погибли в Русско-японскую войну 1904–1905 годов, на содержание которого жертвовал Шихобалов
Ремесленный приют для детей, чьи отцы погибли в Русско-японскую войну 1904–1905 годов, на содержание которого жертвовал Шихобалов

Шихобаловская больница в Самаре
Шихобаловская больница в Самаре

Открытие памятника Шихобалову перед зданием больницы
Открытие памятника Шихобалову перед зданием больницы

Кафедральный Воскресенский собор в Самаре. Фотограф Максим Дмитриев. 1894 год
Кафедральный Воскресенский собор в Самаре. Фотограф Максим Дмитриев. 1894 год


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12159 публикаций
Сайт: rusfond.ru/encyclopedia/33
Поделиться:

Интересно:

Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...