В Волгограде на базе Либеральной платформы партии «Единая Россия» состоялся круглый стол по вопросам социального предпринимательства. Участие в дискуссии, помимо партийцев, приняли представители власти и научного сообщества, бизнесмены и общественники, сообщается на официальном сайте партии.
Как объединить в одном законе элементы малого бизнеса и НКО, какая структура будет контролировать работу соцпредпринимателей, как расширить организационно-правовые формы их работы, не отняв при этом финансирование – для принятия закона необходимо ответить на эти и многие другие вопросы. К тому же, в каждом регионе существуют свои болевые точки, на решение которых и направлена деятельность таких организаций. Поэтому принятие федерального закона требует всесторонней проработки вопроса на местах.
«За последние два года в Волгоградской области можно констатировать как абсолютный рост количества субъектов социального предпринимательства, так и увеличение их доли в общей структуре малого бизнеса. Субъекты социального предпринимательства представлены в сфере оказания коммунальных, социальных и персональных услуг, здравоохранения и образования», – отметил председатель региональной Либеральной платформы Василий Тараканов.
Однако процесс институционализации этого вида деятельности в регионе идет медленно. Один из корней проблемы, считают участники круглого стола, заключен в отсутствии законодательного закрепления самого понятия «социальное предпринимательство». «С одной стороны, под социальным предпринимательством понимается предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или разрешение социальных проблем. С другой, это финансово устойчивый бизнес с привлечением лиц, нуждающихся в социальном сопровождении», – считает директор Волгоградского областного бизнес-инкубатора Артем Панкратов.
А еще это оказание соцуслуг, создание рабочих мест и занятость социально незащищенных слоев населения, вид деятельности, который находится на стыке социальной миссии и коммерции. Так социальное предпринимательство определяют для себя волгоградцы. Некоторые даже ошибочно отождествляют его с благотворительностью. К такому выводу пришли ученые-социологи из ВолГУ по результатам исследования, проведенного весной этого года в областном центре. Данные того же исследования указывают на то, что при всей остроте вопроса о существовании социального предпринимательства за пределами профессионального сообщества говорят не часто. Информированность населения в этом вопросе остается низкой - только 7% респондентов положительно отвечают на вопрос о том, знают ли они, что такое социальное предпринимательство.
Участники круглого стола пришли к выводу о необходимости расширения форм содействия таким предпринимателям. Помочь здесь может создание ресурсных и консультационных центров, системы информационных банков и обмена опытом. Так, с осени текущего года на базе бизнес-инкубатора действует Центр инноваций социальной сферы, оказывающий информационно-аналитическую, консультационную и образовательную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления деятельности в области социального предпринимательства.
Председатель платформы намерен также обратиться в региональный комитет экономической политики и развития с предложением предусмотреть в госпрограмме Волгоградской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» дополнительную программу. Она должна предусматривать обучение руководителей и специалистов социальных предприятий и организаций, а также комплекс мер по поддержке социальных предпринимателей: льготное налогообложение, льготное кредитование, льготы по аренде помещений, предоставление субсидий, грантов из средств регионального бюджета на реализацию социально ориентированных инновационных проектов.
Планируется проведение круглых столов, научно-практических конференций по развитию социального предпринимательства, регулярных ежегодных муниципальных конкурсов социальных предпринимателей с итоговым стимулированием лучших из них.
Итоги дискуссии закреплены резолюцией, которая будет направлена в Центральный исполнительный комитет «Единой России».